Карта сайта Написать письмо администратору

Поиск по сайту:


Погода в городе:
Яндекс.Погода

Реклама:

Наши друзья:
bike4u.ru
 
redBike.ru


Колодцы, доверху полные жизни

Очерк о велопоходе по Кольскому полуострову

К Кольскому полуострову у большинства туристов отношение трепетное. Вроде бы и Заполярье, но довольно близкое и освоенное, вроде и северные ветра с холодами - но места эти согреты воспоминаниями о далеких первых походах. А еще Кольский - это Хибины и Ловозеры, пусть и невысокие, но всё же «самые настоящие» горы, которые здесь, правда, называют тундрами. Моему знакомству с Хибинами - десять лет, и это достойный повод вновь вернуться, посмотреть на «свои» горы. Впрочем, это не более чем повод.
Тогда, десять лет назад, был искрящийся снегом март, деревянные солдатские лыжи с полужесткими креплениями (другие откуда было взять?), сборная школьно-студенче-ская группа, палатка-шатер, перешитая из парашюта, чадящая по ночам печка...
И вот - снова Кольский. Другая группа (нас всего четверо), другой сезон - июль, и средства передвижения иные - горные велосипеды. Вам доводилось знакомиться с кем-то по второму разу, при совершенно других обстоятельствах? Вы смотрите, узнаете и не узнаете - столько лет прошло! С таким чувством я крутил педали сквозь заполярную белую ночь по шоссе Апатиты-Кировск. Слева темнели дремлющие Хибины с редкими прожилками снежников в расщелинах и кулуарах. Поход начинается!
[h2]Был спуск - значит, будет подъем[/h2]
Если взглянуть на Хибины сверху, в голову приходит странная аналогия с... двумя полушариями человеческого мозга. Дорога, берущая начало в Кировске, рассекает горный массив практически поровну - на Западные и Восточные Хибины. Назначение этой дороги, конечно, хозяйственное - в Хибинах добывают полезные ископаемые, и главные хозяева здесь - тяжелые грузовики, везущие выгрызенную из гор породу на обогатительные фабрики в Кировске и Апатитах.
Тем не менее редкая группа туристов не включает эту дорогу в свои маршруты. Тридцатикилометровый участок от Кировска до базы спасателей «Куэльпорр» требует кое-каких навыков катания в горах. Пыль от грузовиков остается позади, лишь когда укатанная грунтовка резко уходит вправо, к карьеру, а наша дорога продолжается по выложенному булыжником руслу ручья в полколеса глубиной. Периодически она этот самый ручей пересекает. Если хватит умения и сил - выкрутишь на «сушу», эффектно рассекая воду, а если «задумаешься», то выбираться из ручья придется уже вброд и с гораздо меньшим пафосом. Длинные спуски с булыжниками, «расставленными» то тут, то там, хороши и порой даже приятны, если бы не одно «но»: за каждым спуском обязательно следует подъем - здесь всё «как в жизни»... И приходится переключаться на пониженные передачи и «танцевать» на педалях, ускоряя пульс и прикладывая к кручению не только силу ног, но и весь свой вес.

\"http://bikeangelsk.ru/foto/2010/kol_po/6.jpg\"


[h2]В зону «невозможного» [/h2]
Вторая половина июля и первая половина августа - лучшие месяцы для летних походов по Хибинам. Полярный день - ходи по горам хоть сутки напролет. Мошка и комары уже не столь «гнусны», хотя это скорее относится к горам, а на равнине, в лесочке, от серых бестий можно спастись разве что на хорошей скорости. А остановишься - облепляют, не обращая внимания на репелленты.
От базы КСС можно очень хорошо проложить радиальные (то есть с возвращением на то же самое место) маршруты, включающие два-три перевала - мы, к примеру, поднялись на перевал Южный Рисчорр, откуда открываются восхитительные горные панорамы, добрались до озера Академического, а на базу КСС вернулись уже через другой перевал - забитый снегом, суровый Северный Рисчорр.

\"http://bikeangelsk.ru/foto/2010/kol_po/13.jpg\"


Перевалы технически несложные, но хождение по горам само по себе хорошая физическая - и что еще важнее, эмоциональная - встряска.
У моей хорошей знакомой, туристки с тридцатилетним стажем, есть своя теория относительно того, зачем люди в «сознательном» возрасте ходят в походы. Заключается она в следующем. Под давлением городской среды, рутинных обязанностей и навязываемых СМИ ценностей потребительского общества, у любого человека постепенно, незаметно для него самого, сужается «зона комфорта». Привычный мир сжимается, исподволь вытесняя «за границу», в зону «невозможного» то, что еще вчера могло приносить - и приносило! - радость. Гулять по ночам становится «глупо», отдыхать в отелях меньше пяти звезд - «некомфортно», покупать на улице пирожки - «опасно для здоровья». В этот момент, говорит она, и нужно срочно «бросить себя» на реабилитацию в некомфортные походные условия.
Только не надо специально искать никакого экстрима и заниматься членовредительством! На самом деле хватит и малого: перетерпеть на маршруте дождик (он не может идти вечно!), суметь как-то переночевать там, где, кажется, «нормальной стоянкой» и не пахнет (утром всё будет казаться по-другому), приболеть на маршруте, а закончить поход вполне здоровым... Надо, как говорят психологи, «чистить колодцы восприятия». Это и есть «расширение зоны комфорта» - непередаваемое ощущение наполнения жизни... жизнью!
[h2]Он сейчас сытый? Неубедительно... [/h2]
Очень способствуют «чист-ке сознания» разнообразные неожиданности, которых в любом нормальном походе хватает. Как ни планируй (о наше стремление всё контролировать!) - всего не предусмотришь.
Покинув Хибины, мы направились к поселку Октябрьскому, притулившемуся в Ловозерских предгорьях. Если верить свежему атласу Мурманской области, то кажется, будто поселок Октябрьский связан с известным поморским селом Умба улучшенной грунтовой дорогой. 120 километров по грунтовке - «крутить» от силы полтора-два дня (так казалось). Взятые в Октябрьском «языки» (информаторы из числа местных жителей), однако, утверждали, что впереди нас ждет непроходимый зимник. Несколько озадачившись новой «вводной», но быстро объяснив ее непросвещенностью местных жителей относительно возможностей современных велосипедов, мы бодро покатили в указанном направлении.
Представьте извилистую каменистую дорогу, с двух сторон зажатую лесом. Мы проехали уже километров тридцать - тишина, и ни души, только звон комарья, серой тучей летящего за велосипедом. Отчетливо различаю на глинистом грунте совсем свежий след когтистой лапы: мишка, по всему видать, идет впереди нас, и сворачивать никуда не собирается. Перс-пективу наехать косолапому на хвост, что ни говори, приятной не назовешь, а мысль «они сейчас сытые» почему-то кажется неубедительной. Встаем на ночевку у глухого озерца. Ночью у палатки истошно вопит какая-то птица, но спится всё же замечательно.
По медвежьему следу мы ехали два следующих дня, но «личная встреча» так, к счастью, и не состоялась. Похоже, хозяин тайги хоть и не скрывался, но и «рандеву» не жаждал. Зато как у нас расширилась «зона комфорта»...
[h2]Все «better and better» [/h2]
Дорога действительно вскоре завела нас в болото, и хотя GPS-навигатор утверждал, что мы на верном пути, реальность опровергала мнение составителей дорожного атласа, будто бы Октябрьский и Умба связаны «улучшенной грунтовкой». Велосипед хоть и сравним по проходимости с трактором, но по жидкой чаче и утонувшей гати, к сожалению, умеет ездить только на хозяине.
Зимник приводит в деревушку с красивым девичьим именем Инга. Привычная история: леспромхоз, построивший эту дорогу, вырубил весь лес и был ликвидирован. А поселок бывших лесозаготовителей остался и уже много лет живет - не жалуется: без электричества, магазина, с трудной и долгой попажей (сюда доезжают только внедорожные автомобили и велосипедисты вроде нас). Зато здесь - тишина, река, лес... Местные жители - сама доброжелательность - рассказали, что наш маршрут, оказывается, популярен: здесь каждое лето бывают группы велотуристов, как-то раз приезжали даже из Голландии.
Своего рода продолжением этого разговора стала встреча с немецкими автотуристами двумя днями позже, когда километры зимников были уже позади. Они остановили свой джип, напоминавший танк со всеми удобствами, чтобы сфотографировать нас.
- Crazy... You are crazy.
Такое выражение можно наблюдать только на лицах иностранцев. В этом взгляде соседствовали удивление, любопытство и непонимание. Спросили, какая там, откуда мы приехали, дорога. Я не знал, как сказать по-английски, а тем более по-немецки, «болота», «зимник», «брод», поэтому показал на колено: «deep water on the road» - мол, воды на дороге много. Водитель засмеялся и указал на колеса джипа - «no problem!», и в свою очередь пообещал, что у нас впереди дорога будет «better and better» - «лучше и лучше». И, уже забравшись в машину, снова с улыбкой повторил: «Crazy» - и вдавил педаль газа.
«Crazy», кстати, означает не только «сумасшедший». Его другое значение - «охваченный стремлением». Что уже недалеко от истины. Что ж тут обижаться?
А оставшаяся до Умбы дорога действительно оказалась «better»...
[h2]СПРАВКА О СОВЕРШЕННОМ ТУРИСТСКО-СПОРТИВНОМ МЕРОПРИЯТИИ[/h2]
Вид туризма: Велосипедный

Название ТСМ и его к.с. : Велопоход 2 к.с. по Кольскому полуострову и Соловецким островам

Номер маршрутной книжки: 26/10

Список участников ТСМ: Колмогорова Дарья Сергеевна (завхоз)
Масляных Наталья Юрьевна (медик)
Морозов Николай Николаевич (ремонтник)
Перепелкин Александр Сергеевич (руководитель)

Название района ТСМ и подробная нитка маршрута (п/ж выделена зачетная часть маршрута) : Район: Европейский Север (Кольский полуостров)
Маршрут: г. Апатиты – г. Кировск – р. Кукисйок - пер. Кукисвумчоррский – р. Кунийок - база КСС – пешая радиалка: пер. Ю.Рисчорр (890, н/к**) – оз. Академическое – С.Рисчорр (900, 1А**) – КСС – пер. Кукисвумчоррский – г. Кировск – п. Октябрьский – п. Ингозеро – п. Инга – п. Вост. Мунозеро – п. Умба – губа Сосновая - п. Колвица – г. Кандалакша – электричка до ст. Кемь – п. Рабочеостровск – катер на Соловецкие о-ва – радиалки: на мыс Печак, Кремль – Реболда – Сосновка – Секирная гора – Кремль, на о. Б. Муксалма – переезд в. Рабочеостровск – с. Кемь.

* по велосипедной классификации ПП
** по классификации пешего туризма


Сроки проведения ТСМ: Общие сроки ТСМ: 18.07.2010 – 06.08.2010.
Зачетная часть: 19.07.2010 – 30.07.2010
Протяженность зачетной части – 500 км., продолжительность 10 дней

Название МКК, рассмотревшей заявочные материалы: Маршрутно-квалификационная комиссия Федерации спортивного туризма Архангельской области

Наличие элементов первопрохождений: Первопрохождений не было

Прохождение не заявленных участков маршрута: -

Прохождение запасных вариантов маршрута: Отказ от прохождение п. Юкспорлак (674, н/к) в связи с введением требований режимного посещения промзоны Восточного Рудника. Объезд рудника через г. Кировск.

Прохождение маршрута вне календарного графика: Маршрут пройден в соответствии с графиком

Использование несогласованных с МКК средств передвижения: Не использовались

Наличие несчастных случаев: Не было


Аппатиты


Аппатиты


Дорога на Кировск


Кировск


Кировск


Дорога к перевалу Кукисвумчорр


Дороги Хибин


КСС


вся группа


Академическое


Хибины


Хибины


Северный Рисчорр


Северный Рисчорр


взлетная полоса в лесу


Рисйок


командирский час


Жрачи прилетели


зимник до Инги


броды


Сосновая губа


озеро Щучье


сопки


кандалакшский заповедник

Автор: Александр Перепелкин
Фото: Александр Перепелкин


 

 

Последнее в форуме

Объявления:
Тема (K4SP0RT): Сезонные распродажи!
Ответ (Jonny2zZ): Привет! А крепежи для перевозки велов есть у вас? Нужен
 
Подробнее


 


Обращений: 4805291


ФОРУМ -> [Велотреп] [Покатушки] [Соревнования] [Железо] [Куплю-продам] [BMX, Street, Trial]  

2003-2017 © bikeangelsk.ru
Сайт архангельских велосипедистов

Программирование и дизайн © Максим Ливенцов, 2003-2017

Любая информация, представленная на этом сайте, может быть использована
в средствах массовой информации и/или в коммерческих целях
только с согласия автора и указанием ссылки на сайт:
bikeangelsk.ru - Сайт архангельских велосипедистов

Рейтинг@Mail.ru