Карта сайта Написать письмо администратору

Поиск по сайту:


Погода в городе:
Яндекс.Погода

Реклама:

Наши друзья:
bike4u.ru
 
redBike.ru


Кенозерский парк

Самая большая проблема Кенозерского парка – отсутствие туристических карт. Маршруты, вроде бы разработаны, но отправляться по ним в самостоятельный поход проблематично, ибо по схеме на картонке бродить по лесу не особенно приятно.
Проблема номер два – качество дорог (хотя "дороги" - это громко сказано). По тропинкам (особенно после дождя) не то, что на велосипеде – пешком иногда с трудом пробираешься. Хотя именно эти два минуса и спасают природу и памятники Кенозерья от наплыва туристов.

Пройти сквозным маршрутом через парк было давней мечтой. Но тут возникла третья проблема – парк никак не хотел пускать нас. Мистика – в прошлом году почти перед самым озером я улетел через руль и месяц хромал в гипсе. В этом же году одна нехорошая примета следовала за другой. Участок от Плесецка до Конево мы проехали хорошо, но только свернули на проселочную дорогу, как мне в колесо залетела птичка. Все представляют себе флэш-мульт про лягушку в блендере? Так вот примерно тоже самое произошло и с птахой. Неприятное происшествие. В ближайшем поселке продавщица порекомендовала нам свежее молоко, но мы решили выпить его на природе. Оказалось скисшим, но другой жидкости рядом не было – пришлось допивать… В следующей деревне купили рулет местного производства (хотелось попробовать натуральных продуктов без красителей и консервантов!) – с голодухи проглотили по два куска – и только потом заметили, что внутри выпечки – плесень… Остатки плесени были обменяны в магазине на буржуйский тортик. Но и на этом неприятности не закончились. Нас согласились немного подкинуть на своей "буханке" сотрудники Архэнерго. И надо же было такому случиться, чтобы именно после погрузки велосипедов, во время ливня, у них лопнуло заднее колесо!
Тем не менее, мы твердо решили, что будем держаться до победного конца…

Дирекция парка в Вершинино работает не перегружаясь. После шести вечера там уже никого не застать. Фотографируемся с символом парка – Никольской часовней. Ночуем прямо за деревней, на берегу озера – туристических стоянок рядом нет, дрова таскаем из ближайшей мусорной кучи. Утром, в бухгалтерии заполняю путевку – "На нашей стоянке ночевали?" - "Нет" - "А сегодня будете?" - "Нет" - "Ну как так? Давайте уж хоть за одну ночевку заплатите для приличия" - "Давайте… А карта парка есть?" - (пауза, оценивающее смотрит на меня) "… с вас 140 рублей, карт у нас нет".

Радость – прокатиться 25 километров до деревни Филиповская, на берег Почозера. На высоком холме восстанавливается шатровая церковь 1700 г. Происхождения Честных Древ Христовых. Шикарный вид и целое поле ромашек… Но все это только затравка, здесь еще цивилизация, обжитые деревни и не притормаживающие ни на мгновение лесовозы, которые грозятся снести тебя с дороги вихляющим прицепом.

Вечером знакомимся с группой московских этнологов, которым заказали многоплановое исследование по заброшенным деревням. Один из ребят достает подробную карту парка и начинает показывать, где им предстоит работать. "Откуда карта???" "Блат... Только никому не говорите, что мы вам ее показывали."
На коленке перерисовываем примерно схему тропинок, по которым нам предстоит идти ближайшие несколько дней.
Ночь в палатке, ливень, просыпаемся в луже – швы подтекают. Мокрые и голодные переезжаем к пристани, где нас ждет паром. Небритый капитан долго смотрит на квиток оплаты маршрута, слушает объяснения, куда мы хотим попасть, чешет щетину и молча головой - "Довезем…"
Через 20 минут я уже выпросил разрешение управлять судном и держа штурвал, выслушивал наставления о предстоящем маршруте. Больше всего запомнилась фраза – "Ну, ребята, если вы с велосипедами пройдете до Маселги – можете считать это своей маленькой победой…"

И вот мы на берегу, у заброшенной деревни Видягино. К счастью, тут есть оборудованная стоянка. Пьем чай, и по мокрому лесу начинаем наш нелегкий маршрут. Тропинка очень узкая – и если человек пройти по ней может, то ехать на велосипеде по скользкой земле или вести байк рядом достаточно неудобно. К тому же частые ручьи и упавшие деревья заставляют спускаться с велосипеда и тащить его на себе. Через километра два, при преодолении очередного препятствия слышу сзади непривычно жесткие для Кости слова, которые он произносит над лежащим байком. Узнаю, в чем дело, и разделяю его точку зрения – оказывается, сломался эксцентрик – это такая деталь, на которой держится заднее колесо. Запасного мы не взяли (да и кто бы подумал…), а до ближайшего магазина – 100 км. Потихонечку тащимся по маршруту. На одном из старых кострищ находим проволоку. Продеваем ее сквозь втулку и наматываем на раму – отлично получилось, даже с горок можно съезжать.
День проходит незаметно в дороге. Тропинка выводит нас к очередной стоянке на озере. Разводим костер, готовим ужин. Думаю пройтись немного, посмотреть дорогу на завтра и понимаю, что наша стоянка – тупик, тропа кончилась! Вот что значит идти без карты… Смотрим на схему, бросаем вещи и идем обратно по маршруту. Километра через полтора находим еле видную свёртку, успокаиваемся.

И что я все о дороге? В парк то мы ехали на природу посмотреть. А здесь действительно красиво. Этого не отнимешь – наши предки знали, где жить. Ведь Кенозерский край всегда был достаточно глухим местом – еще в 16-17 веках сюда от царей убегал наиболее свободолюбивый народ, и жили спокойно.
Да что там 16 век! Вокруг Кенозера археологами найдены каменные орудия, предположительно относящиеся ко II - II тысячелетиям до н.э.

Ночью вокруг палатки постоянно шмыгало зверье. Зайцев еще можно было отпугнуть свистом или криком, но вот когда резко улетели птицы и кто-то рядом начал очень шумно тереться об дерево – мы затихли сами… Потом снова пошел дождь и мы все-таки заснули.
Утром собираем вещи в рюкзаки и смотрим на велосипеды – а может быть, все-таки было лучше идти пешком? Первый переход – семь километров – разбитый напрочь тракторами старый Кенозерский тракт. Все заросло, ветки цепляются за колеса, кроссовки вмиг промокают. Но расслабиться нельзя ни на секунду – над тобой висит облако оводов. В нескольких метрах впереди Костя – пытаюсь сосчитать, сколько этих животных (а как их еще назвать?) сидит у него на спине. Сбиваюсь на пятом десятке. Достаю спрей и обильно поливаю себя – овода отлетают, думают секунд пять и облепляют меня заново. Когда кончается вторая банка аэрозоля, понимаю, что пора с этим завязывать или точно стану токсикоманом.
Мы выходим из леса на открытое место и замираем… Мы не зря травились рулетами и пробирались через бурелом, мы не зря мокли в палатке и кормили местных насекомых. Это осознаешь, только когда видишь один из самых труднодоступных, но, вместе с тем и самых замечательных и притягательных памятников деревянной архитектуры Русского Севера - Порженский погост.
Описывать эти места в принципе бесполезно – смотрите фотографии или, лучше, собирайте вещи и езжайте сами.
А мы тем временем, попили чаю и двинулись по маршруту дальше. От Порженского до Маселги около 14 километров, дорога наиболее ухоженная – скошена трава, укреплены мостки. Кратковременные дожди разгоняют оводов, да и нам не жарко. Идем и просто, по-человечески наслаждаемся окружающим видом. В город возвращаться не хочется. Здесь действительно лучше. Чистый воздух с запахом цветов и травы, непуганые зайцы, которые смотрят на тебя из леса, птицы подлетают к палатке, садятся в руки и греются.
Навстречу нам выходит пара москвичей – муж и жена, путешествуют по Архангельской области. У них колбаса, у нас – остатки хлеба из Вершинино. Импровизированный ужин перерастает в вечер воспоминаний о походах. Идем на дежурную уже экскурсию на Хижгору, возвращаясь, заглядываем на древнее кладбище с грустным названием "Плакида".
Вспоминаем, что надо отметиться о прибытии у лесников. Домик у дороги, шлагбаум, открытая дверь. Внутри, шатаясь, сидят два "синих" лесника. Расспрашивают нас о маршруте, трудностях, оводах и вдруг у одного из них просыпается служебный долг. "Пкжте прпск!" Достаю путевку, он успокаивается и засыпает.
А мы тоже идем ставить палатку, чтобы утром продолжить наше движение к деревне Морщихинской. Ремонтируем велосипеды (я умудрился проколоть колесо, а Костя меняет проволоку на втулке).
Этот участок дороги называется "Северный экватор" - здесь проходит водораздел между Ледовитым и Атлантическим океанами. . Озеро Масельгское – с одной стороны, в водосборе Онежского и Ладожского озёр. А вода из озера Вильно течёт глухими речками через непроходимые болотистые леса в озеро Кенозеро, а далее в реку Онегу и в Белое море. На протяжении всего маршрута на берегах озер туристические стоянки, но мы их игнорируем.
Бодренько добираемся до Морщихинской и обедаем там. Эх, жаль прощаться с парком. Мы будем вспоминать о нем, о лесных просторах, реках, озерах, древних церквях и часовнях. Мы вернемся в августе. Но уже пешком.

Автор: Николай Гернет


 

 

Последнее в форуме

П - П - П:
Тема (Black.Dr): Мероприятия велоклуба "Рандоннёры Поморья".
Ответ (Black.Dr): -- moved topic --
 
Подробнее


 


Обращений: 4845844


ФОРУМ -> [Велотреп] [Покатушки] [Соревнования] [Железо] [Куплю-продам] [BMX, Street, Trial]  

2003-2017 © bikeangelsk.ru
Сайт архангельских велосипедистов

Программирование и дизайн © Максим Ливенцов, 2003-2017

Любая информация, представленная на этом сайте, может быть использована
в средствах массовой информации и/или в коммерческих целях
только с согласия автора и указанием ссылки на сайт:
bikeangelsk.ru - Сайт архангельских велосипедистов

Рейтинг@Mail.ru